gototopgototop

Природа Воронежской области

Главная Донские пещеры Пещера у села Пески

Пещера у села Пески.


План-схема пещеры у села Пески.

Схема пещеры у села Пески.


Координаты пещеры у села Пески:

Широта: 50°13'13.44"С
Долгота: 40°51'8.07"В

Эта пещера находится в меловой толще правого берега реки Толучеевка (левый приток Дона) в 2 км к юго-западу от села Пески Петропавловского района.

Инициатором строительства пещеры в 1860 гг. стал некий Ковяр Босой – очень набожный человек даже зимой ходивший босиком. Ему помогали жители окрестных деревень. Работали кирками, мел вывозили в тачках. Ковяр Босой получал щедрые пожертвования и мог даже нанимать работников для расширения пещеры. Строительство прекратилось в 1931 году уже после смерти Босого. Иконы разобрали местные жители по домам.

В настоящее время пещера имеет один вход. От него прямо идет длинный прямой ход, который пересекают другие ходы, образуя в плане крест. Ранее в конце длинного прямого хода была яма, возможно служившая колодцем. До настоящего времени она не дошла.

В северо-восточной части пещерного лабиринта находится прямоугольное помещение длиной до 4 м, шириной – 2,5 м. Потолок здесь сводчатый. На противоположной от входа стене вырезана в мелу сюжетная композиция, состоящая из одного шестиконечного креста по центру и двум четырехконечным по краям. Скорее всего, это изображены голгофские события: на центральном кресте был распят Иисус, на двух других – разбойники. Ниже главного креста находится еще один, частично разрушенный. Такие изображения характерны для периода времени от 4 до 13 века, встречаются они на различных предметах и стенах Северного Причерноморья и Каппадокии.

Пещера у села Пески имеет также интересные граффити на стенах коридоров. Они сделаны сходным образом: вокруг контура изображения нанесены насечки, создающие фон. Первое изображает руку, держащую свечу. Само «пламя» свечи представляет собой углубление в стене, в которое можно уместить настоящую свечу. Второе граффити – изображение Богоматери, держащей на руках младенца. Третье – необычная фигурная композиция «девушка, обнимающая оленя». Четвертое изображение – мужчина, стоящий в полный рост лицом к зрителю. Возможно это Иисус Христос или кто-то из святых. Время создания этих изображений, скорее всего недавнее – вторая половина 20 века.

В настоящее время памятник разрушается под воздействием природных сил и человека.