Один из знаменитых символов Парижа – Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Это настоящее духовное сердце Парижа и всей Франции. Собор стоит на острове Сите, здесь он занял место Базилики Святого Стефана – первого христианского храма Парижа, который был в свое время построен на месте римского храма Юпитера.
Строительство этого шедевра мировой архитектуры продолжалось почти два века, а начато было в 1163 году при короле Людовике VII. Существуют две версии того, кто заложил первый камень в основание собора. По одной это был папа римский Александр III, по другой – епископ Морис де Сюлли.
В 1182 году был освящен главный алтарь храма, а к 1196 году был закончен неф здания и работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году были окончены строительные работы, а к 1315 году – внутренняя отделка.
Около 1200 года началось строительство западного фронтона собора.
Главными архитекторами собора являются Жан де Шель, и Пьер де Монтрей, создавший Святую Капеллы. Кроме того в строительстве принимали участие и другие архитекторы, благодаря чему заметно различаются по стилю и высоте западная сторона собора и башни.
Величественный и мощный фасад Нотр-Дам-де-Пари делят на части пилястры и три яруса галерей. Нижний ярус имеет глубокие порталы: Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Над ними идет Галерея Королей со статуями царей древней Иудеи.
Великолепный собор в течение своей долгой истории служил местом для королевских бракосочетаний, похорон и коронаций. Здесь же в 1302 году собрался первый французский парламент.
Как и в других храмах, построенных в готическом стиле в Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи. Свой свет и цвет храм получает через многочисленные витражи своих стрельчатых окон.
Во время Великой Французской революции собор был провозглашен Храмом Разума, а каменные короли, украшавшие храм были обезглавлены. Возвращен церкви собор был в 1802 году во время правления Наполеона.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал свое ставшее знаменитым на весь мир произведение «Собор Парижской Богоматери». Сам великий писатель говорил, что одной из целей его романа было вдохновить французов на любовь к своей архитектуре.
Реставрация великого храма началась в 1841 г. Работами руководил архитектор Виоле-ле-Дюк. На восстановительные работы было потрачено 23 года. Также Виоле-ле-Дюку принадлежала идея Галереи Химер на фасаде храма. В ходе реставрации была также очищена от построек площадь перед фасадом собора.